Этно и Культура

Обзор казпрессы: Как вернуть бывшим номадам психологию победителей

Гарифолла Анес вел кропотливую работу по сбору документальных данных в архивах сопредельных государств, некогда объединенных под коммунистическим правлением. При этом он был чужд наигранной сенсационности, когда добывал до него практически никому неизвестные факты, детали, имевшие отношение к движению и партии «Алаш-Орда» и в целом к тогдашней политической элите и народу, только-только отходившему от традиционного кочевого бытования. Мало того, что он находил время и средства для чисто исследовательского кейса, он развил издательскую деятельность и старался довести в печатном виде до научной среды, до общественности архивные документы и их первичный анализ. Как написал про него в еженедельнике Союза Писателей РК «Қазақ әдебиеті» публицист Бауыржан Омарұлы, в материале «Алаш, «Арыс» және Ғарифолла», этот человек делал работу целого научно-исследовательского института. Он нашел, зафиксировал, ввел в научный оборот и в информационное поле многие объективно позабытые несколькими поколениями казахов идеологемы, планы устройства культурной автономии. Одним словом, всего того, чего хотела добиться первая казахская национально ориентированная политическая организация.

Обзор казпрессы: Кто Родине больше ценен? Просветители или ортодоксы?

Салафит

Суфий

 

 

 

 

 

Например, Санжар Керимбай иронизирует над тем, что за «уагызами» (исходящими понятно от кого) скрывается пустота, чрезмерно сдобренная цитатами на арабском языке. А определенные люди, известные артисты, договорились до того, что древние батыры казахской степи не просто сражались с врагами, а делали это осознанно, как «шахиды», т. е. принимали раны и гибли во имя веры. Такие суждения он называет «профанацией» истории, самой религии, к которой безусловно принадлежали эти воины. Тут поневоле согласишься с мнением, что суфизм стоит вне «политического ислама», этому течению чужд тренд к стремлению исламизировать все и вся (подлинную историю, образование, государственно-политические институты), чего не скажешь о казахских салафитах, так или иначе, постоянно впадающих в форменный радикализм… Здесь явно пропадает толерантность мусульманского учения, основывающегося на принципе «в религии нет принуждения». Негативно высказался он и по поводу шумного скандала, источником которого оказался известный салафит — «устаз» Қабылбек, который на одном из подкастов заявил, что казахский язык на 70% состоит из арабских слов. Разумеется, рамках обзора невозможно охватить всю проблематику вопроса, но даже такое сравнительно небольшое обращение к ней создает ощущение, что он имеет тенденции к обострению.

 

 

Страницы

Подписка на RSS - Этно и Культура