Президентские выборы в США: перспективы и риски для элиты Казахстана

Определились участники президентской гонки в США. Соперниками Дональда Трампа и Джей-Ди Венса с высокой вероятностью станут нынешний вице-президент Камала Харрис и губернатор Пенсильвании Джош Шапиро.

Шансы республиканцев и демократов на победу примерно равны. При этом недостаток у Камалы Харрис опыта и образования Демпартия будет компенсировать массированным применением административного ресурса. Поддержку её кандидаты в президенты и вице-президенты получат и от партнерских либеральных СМИ.

Вообще, сложилась интересная ситуация, при которой Республиканская партия не имеет паритета с Демократической по количеству подконтрольных информационных площадок. Косноязычие Харрис приводит к тому, что в интересах Демпартии просто минимизировать количество двусторонних дебатов с трампистами и «забить» все информационное поле прямой политической рекламой. Позднее на этот информационный ажиотаж будет удобно наложить отработанную схему фальсификации голосования по почте. И таким образом легитимизировать победу кандидата от власти.

Для Казахстана итоги выборов в США будут диктовать разные внешнеполитические модели поведения. При этом общие требования к Астане уже отражены в программных документах, принятых в США:

• Республиканцы – Трамп и Венс – с высокой вероятностью форсируют конфронтацию с Китаем вокруг Тайваня, а также поддержку Израиля в конфликте вокруг Сектора Газа (а в перспективе – Западного берега и юга Ливана). Работа республиканской администрации в нашем регионе будет опираться на принятую в 2020 году Стратегию США по Центральной Азии. Текст документа разрабатывала предыдущая республиканская администрация, а презентовать ее в регион в феврале 2020 года приезжал госсекретарь Майк Помпео.

• Для Камалы Харрис приоритетом станет продолжение поддержки конфликта на Украине, а обострение отношений с Китаем, скорее всего, будет отложено на пару-тройку лет (и то только в случае успеха на Украине). Действия Демократической партии в отношении Казахстана также оформлены в программный документ - «Стратегию работы USAID в странах Центральной Азии», принятую при администрации демократов.

В феврале 2020 года была опубликована обновленная Стратегия США в Центральной Азии, напрямую затрагивающая Казахстан. В ее рамках республиканская элита США обозначила свои предложения странам региона и ожидаемые ответные шаги – в первую очередь минимизацию интеграционных и экономических контактов с основными геополитическими соперниками Штатов – Китаем и Россией.

Казахстан как страна Центральной Азии, имеющая наиболее протяженную общую границу с Китаем, вызывает интерес республиканцев в максимальной степени. Конечная цель – вовлечь Астану в приграничные конфликты с Китаем, тем самым блокировать сухопутный транзит и таким образом ослабить своего геополитического оппонента – поставить его в большую степень зависимости от морских грузоперевозок.

Детальное представление о планах Демократической партии дает «Стратегия работы USAID в странах Центральной Азии». В качестве ключевого условия ее успешности выдвигалось требование максимальной синхронизации развития региона Центральной Азии с Афганистаном. При этом должны были решаться следующие задачи:

• Поддержка и укрепление суверенитета государств Центральной Азии (индивидуально и коллективно);

• Снижение террористической угрозы;

• Поощрение связей между Афганистаном и Центральной Азией;

• Содействие верховенству закона и уважению прав человека.

Основой акцент «демократы» делали на расширении транспортно-логистических возможностей стран Центральной Азии в направлении портов Пакистана, что позволило бы им быть более независимыми от транзита грузов через Россию и Китай.

Однако уже в июле-августе 2021 года стало очевидным изменение геополитического баланса в регионе. Уход США из Афганистана означает, что теперь здесь на первые роли выходит Китай. Соответственно и республиканцы, и демократы поставлены перед необходимостью изменения приоритетов в региональной политике.

Потеря прямого доступа к Центральной Азии заставляет Вашингтон сокращать первоначальные планы в регионе в целом и в Казахстане в частности. Из заявленных направлений работы остаются только проекты, имеющие целью продвижение экологической и гендерной повесток, поддержку молодежных инициатив – то есть периферийная проблематика, не влияющая на Казахстан по существу.

По отдельности названные социальные страты не несут угроз для внутриполитической стабильности. Важно другое – эти структуры представляют собой сетецентрическую систему, управляемую и координируемую извне Казахстана. С ее помощью можно решать следующие задачи:

1. Получение первичной информации о социальных настроениях в Казахстане – как в обществе в целом, так и в отдельных социальных стратах и группах;

2. Информационно-идеологическое влияние на целевые социальные группы;

3. Агрегирование протестной массовки;

4. Оказание социально-психологического давления на органы власти;

5. Лоббирование решений в органах власти всех уровней;

6. Мобилизация сторонников в критических ситуациях (по аналогии с «Арабской весной»).

То есть в конечном счете Вашингтон рассчитывает сформировать в Казахстане автономного субъекта политики, способного противодействовать властям.

В то же время появились и новые элементы – Вашингтон пытается оценить степень рисков для стран ЦА со стороны экстремистских группировок Афганистана, подконтрольных американской и британской спецслужбам. Само движение «Талибан» дало ОДКБ гарантии в том, что не будет переносить военные действия на страны Центральной Азии.

Однако в северных провинциях Афганистана имеется большое количество неподконтрольных талибам террористических групп. Достаточно сказать, что в последние месяцы присутствия в стране контингента США туда из Турции перебрасывались боевики ИГИЛ и Аль-Каиды. Именно эти группировки и могут быть использованы США и Британией для атак на ОДКБ.

Вероятность действий будущей администрации США по дестабилизации Казахстана возрастает в свете снижения его ценности как сырьевой периферии. Аналогичное сырье США может получить и из других источников/других стран. А возможность дестабилизации приграничья Китая и России в текущей ситуации становится важнее. США формирует ситуацию, при которой его конкуренты будут вынуждены тратить ресурсы на стабилизацию региона, стремится сделать Центральную Азию балластом для Китая и России.

Политическая элита Казахстана все жестче будет ставиться в ситуацию выбора между разными геополитическими игроками. Градус геополитического соперничества будет повышаться при любом итоге президентских выборов в США, меняться будет только вектор конфронтации – либо Восточная Европа, либо Восточная Азия. Геополитический выбор – это не отвлеченная абстракция. Это и вопрос модели экономического развития, источников привлечения инвестиций, трансфера технологий, общественной идеологии.

По мере приближения президентских выборов 2029 года в Казахстане фактор внешнеполитической ориентации потенциальных преемников начнет оказывать давление уже и на внутриполитическую стабильность в нашей стране. Воздействие глобальных игроков будет сетецентрическим/системным.

СПИК-Тайм