Вы здесь
Главная ›Комментарии Азата Перуашева к Посланию Главы государства от 2 сентября 2024 года
Послание получилось обширным и многоплановым, впрочем, как и почти все системные выступления Президента К.Токаева в последние годы. Этот стиль дает возможность увидеть глазами Главы государства комплексную картину того, где мы находимся сегодня и куда будем двигаться в ближайшей перспективе.
Несмотря на в целом оптимистичный тон выступления, некоторым чиновникам в центре и на местах явно пришлось напрягаться после сдержанных реплик Президента.
Показательно, что первой и наиболее подробно охваченной темой оказалась экономическая сфера. Так, Касым-Жомарт Кемелевич вновь отметил необходимость справедливого вклада в бюджет страны со стороны банковского сектора и необходимость дифференцированного налогообложения в этой связи.
Категорически поддерживаем такой подход и вынуждены напомнить, что ранее против него высказывалось руководство АРРФР, в связи с чем 26 июня т.г. мы даже делали вывод о лоббировании агентством интересов банков в ущерб государственным приоритетам (https://t.me/peruash/116977).
Сегодня Президент поставил точку в этой дискуссии.
Более того, одновременно он потребовал от банков увеличить кредитование экономики, и в этой связи поручил Правительству и Нацбанку проработать соответствующие меры.
В то же время, возвращаясь к проекту Налогового кодекса, К.Токаев еще раз обратил внимание на необходимость сделать его понятным для применения. Напомню, в подготовленном на сегодня проекте Кодекса, к прежним статьям добавилось почти 100 новых, что отнюдь не делает его доступнее для понимания. Критика Демпартии "Ак жол" в отношении этого документа была высказана нами на Пленуме Нацсовета партии с участием вице-премьера и министра нацэкономики Н.Байбазарова 1 июля т.г. (подробнее можно смотреть здесь: https://t.me/peruash/11699).
Кроме того, Касым-Жомарт Кемелевич очень верно обозначил самое больное место налоговой политики, когда сказал, что "Налоговый кодекс должен быть нацелен на выстраивание принципиально нового налогового администрирования на основе доверия к налогоплательщикам". Сегодня по факту налоговики в основном "кошмарят" легальный бизнес, который добросовестно показывает все обороты и оплачивает нужные платежи. Именно к таким предпринимателям, в результате широкого распространения практики признания сделок недействительными, фактически применяется повторное налогообложение, тогда как действительных мошенников, инициаторов таких манипуляций никто даже не ищет. Уверен, что упрощение и "обеление" налогового администрирования является самой важной и наиболее чувствительной задачей Кодекса.
Поручение Президента "Осуществить тотальную цифровизацию администрирования" как раз в этом ключе. Знаем, что налоговые органы движутся в данном направлении, не так давно КГД Минфин провел презентацию мониторинга электронных счетов-фактур, которое позволит заблаговременно выявлять подозрительные (необеспеченные ресурсами или товаром) сделки. Программа требует безусловной доработки, но само направление правильное. Уверен, что сегодняшнее Послание придаст хороший импульс этой работе.
Также позитивные и выигрышные для предпринимателей подходы озвучены в части налоговых проверок, налоговой задолженности, налоговых режимов, налоговой поддержки реинвестиций, экспорта переработанной продукции и др.
Видимо, учитывая сложность документа, необходимость его всесторонней проработки, а также активно высказываемые опасения бизнес-сообщества, К.Токаев перенес его принятие на следующий год. Это крайне важная отсрочка (но не передышка!), которая позволяет искать правильные решения в интересах экономики и государства. Думаю, будет уместным поблагодарить Президента за понимание ситуации и возможность продолжить дискуссию без давления сроков. Это означает не "неспешность", а напротив – максимальное погружение в предмет закона.
Глава государства критически оценил работу Инвестиционного штаба при Правительстве, заметив, что "некоторые акимы и министры не занимаются привлечением инвесторов должным образом" и поручил "навести порядок в это вопросе". Трудно не согласиться с такой оценкой, учитывая аналогичные задачи, ставившиеся в ходе заседания Правительства 7 февраля и в Указе "О либерализации экономики". Конкретные примеры неповоротливости и даже равнодушия госорганов к инвесторам и их проектам регулярно поднимались нами в выступлениях в Парламенте и депутатских запросах фракции "Ак жол".
В этом же ключе следует рассматривать слова Касым-Жомарта Кемелевича о неэффективном управлении госпредприятиями. В частности, он потребовал системного подхода в вопросах финансовых взаимоотношений между госхолдингами и государством. Напомню, на вопиющие диспропорции в этой сфере указывала фракция "Ак жол", оценивая исполнение бюджета Правительством за 2023 год. Тогда мы обращали внимание, что квазигоспредприятия направляют в бюджет лишь около 10% прибыли, хотя финансируются на средства государства.
Глава государства напомнил и о своем поручении развивать средний бизнес и потребовал нарастить его долю с нынешних 7% до 15%. "Пакетных мер по увеличению среднего бизнеса до сих пор нет" - констатировал Президент. Надо полагать, эту задачу следует рассматривать вкупе с сокращением госучастия в экономике, поддержкой МСБ и проработкой системных шагов по раскрытию промышленного потенциала отечественных производителей, о чем также говорил Касым-Жомарт Кемелевич.
Считаю нужным отметить, что и позиция Демпартии "Ак жол" по этим вопросам довольно близка к оценкам Президента (см.например: https://www.caravan.kz/news/deputat-azat-peruashev-vyskazalsya-o-perspektivakh-razvitiya-promyshlennosti-kazakhstana-1015765/).
Как важный фактор деловой и инвестиционной активности, он подчеркнул обязанность Правительства и Генеральной прокуратуры работать по жалобам предпринимателей на незаконные действия чиновников и устранять подобные негативные явления.
Нельзя не отметить ряд других крупных задач, поставленных в Послании по развитию нефтегазохимии, металлургии, машиностроения; инфраструктурных секторах (энергетике, транспорте, логистике), возврату незаконно выведенных активов и др.
Наиболее резонансными же, судя по всему, стали решения о назначении референдума по строительству АЭС (который назначен на 6 октября т.г.) и по переходу к полной выборности акимов районов и областных центров.
Говоря о референдуме, Касым-Жомарт Кемелевич отметил, что речь идет о практической реализации принципа "Слышащего государства". "Мы должны думать о будущем" - добавил он и это весомый аргумент на фоне общего разворота развитых стран к атомной энергетике.
Исходя из данного решения, Демпартия "Ак жол" в ближайшее время соберет Национальный совет партии для выработки нашей позиции по вопросу АЭС. На пленум приглашен министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев, который уже подтвердил свое участие, согласовываем дату заседания.
В ходе выступления Глава государства неоднократно обращался к Парламенту и депутатам, призывая законодательную власть разделять свою долю ответственности за судьбу нации. Для нас, как партии отечественных промышленников и предпринимателей, это означает большие вызовы и большую работу в новом политическом сезоне.
akzhol.kz, 2 сентября
- 1821 просмотр
Поиск
Опрос
Рубрики
Регион
- #Караганда#КызылОрда#Павлодар
- «aralmigrant»
- Абайская область
- Актау
- Актауская область - Жанаозен
- Актобе
- Актюбинская область
- Алма-Ата - Швейцария - тюрьма
- Алма-Ата
- Алматинская обалсть и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматинская область
- Алматинская область и Щучинско-Боровская курортная зона
- Алматы - город республиканского значения
- Алматы
- Алматы-Атырау
- Арал
- Астана - Актобе
- Астана
- Астана окраинная
- Атырау
- Афганистан
- Байконыр
- Балтийские страны
- Бишкек
- Ближний Восток
- Бурятия
- Восточный Казахстан
- Дальний Восток
- Джетысу
- Евразия
- Европа и Азия
- Жамбыл Улытау Павлодар
- Жезказган
- Жетысуская область
- ЗКО
- Западно-Казахстанская область
- Западный Казахстан
- Казахстан
- Караганда
- Карагандинская область
- Каспий
- Каспийское море
- Китай
- Конаев
- Костанай
- Кызыл - Орда
- Кызыл-Орда
- Кызыл-Ординская область
- Кыргызстан. Бишкек
- Мангистау
- Мангыстау
- Манистау
- Монголия
- Москва
- Москва-Европа-США
- Нур-Султан
- Павлодар
- Постсовок
- Пятая республика Париж
- РФ
- РФ Санкт-Петербург
- Россия
- Россия. Индия.
- СКО
- СУАР
- США
- Санкт-Петербург
- Северная Америка
- Синьцзянь
- Соединённое Королевство
- Талдыкорган
- Тараз
- Узбекистан
- Улытауская область
- Центральная Азия
- Шымкент Кызыл-Орда
- Шымкент
- ЮКО
- Япония
- вынужденная миграция
- город Талдыкорган область Жетісу
- город республиканского значения Алматы
- город республиканского значения Шымкент
- планета
- экологические беженцы
- экологические мигранты
- южная столица