Вот уже 16 лет Южная Осетия и Абхазия остаются «странно суверенными». Что же будет дальше?

Независимость в ...составе?..

Вопросы государственного суверенитета почти всегда являются самыми важными, острыми для обсуждения, и зачастую во многом искусственными. Поскольку что есть «настоящий суверенитет», а что – напускной-искусственный не смогут иногда определить даже самые искушенные эксперты. Вроде как страна и независимая по всем основным суверенным параметрам и критериям (флаг развевается, гимн громко и всем народом поется, посольства даже иногда за самыми дальними горизонтами имеются) – а подишь-ты: зависимым все-таки страна остается от кого-то или чего-то.

Обычно говорят, что если страна европейская, то это - точно вассал США. Если какая-то азиатская, но которая без денег, кредитов внешних да займов на глазах загибается - значит это гарантировано китайский протекторат. Если же государство находится под тысячами санкций – что от всех стран коллективного Запада, что от каждой по отдельности - наверное, это либо Россия, либо КНДР с Кубой, а, может быть, Венесуэла или Сирия. Но совсем уж независимыми их вроде как не назовешь и в этом случае, потому как от этого самого Запада они все равно (не важно, каким образом) получают и разные технические достижения, и финансово-денежные ресурсы.

Особенно много вопросов насчет подлинной и мнимой независимости бывает, когда ранее с виду сильное, стабильное и большое государство разваливается на целый ряд небольших. Понятное дело, что термины «большой-небольшой» чрезвычайно относительны. Вот распался СССР, и образовался Казахстан. Так это, между прочим, теперь восьмая по территории страна мира. А еще появились тогда же разного рода с виду небольшие, но ничуть не менее независимые республики, о суверенитете которых, видите ли, должно принимать решения какая-то ООН, а вместе с ней какое-то не пойми кем, и на что уполномоченное международное сообщество.

Причем если территория когда-то входила в состав СССР, то вопросов возникает у того самого сообщества, как правило, выше крыши. А вот если, к примеру, по поводу тех, что входил в состав некогда единой Югославии, то там никому, ни до кого, и никакого дела нет – суверенная это новая страна или нет. Смогла себя защитить от внешних нападок - значит флаг им независимо-государственный в руки. А если затоптала ее бывшая метрополия – ну, значит судьба у нее такая. И тогда никакой тебе независимости, суверенитета и прочих внешнеполитических атрибутов.

В походе за независимостью не все дороги ведут в Рим

Прежде, чем оценить один очень любопытный сюжет насчет независимости отдельно взятых двух республик, входивших некогда в состав другой республики, нынче являющейся общепризнанно независимой, хотелось бы напомнить о тех постсоветских территориях, у которых с настоящим государственным суверенитетом в конечном итоге не сложилось. Это Нагорно-Карабахская республика, которая просуществовала де-факто независимой практически 30 лет, но никто ее не признавал, а помогали ей все эти годы, как правило, исключительно армянские диаспоры из-за границы. В результате войны с соседним Азербайджаном она недавно прекратила свое существование и вряд ли когда-нибудь как независимое государство будет существовать в будущем.

Были и на территории Российской Федерации как минимум две республики, которые очень даже хотели стать независимыми. Причем одна точно бы вышла из состава РФ, будь у нее географически прямая граница с каким-то иностранным государством. Но поскольку внешней границы такого плана у нее не было, то даже максимальный суверенитет, врученный ей тогдашним российским президентом, ни к какой независимости не привел. Речь идет о Татарстане, который, кстати, до сих пор пользуется фактически полным суверенитетом за исключением военных и внешнеполитических вопросов, остающихся в ведении Москвы. А глава Татарстана - единственный в России, кто называется официально президентом (как и глава самой России).

Другая же республика - Чечня, которая, отколовшись от Ингушетии (при существовании Советского Союза была такая Чечено-Ингушская ССР) повела даже вооруженную борьбу с Москвой за свой фактически государственный суверенитет. И внешняя граница у нее была - с Грузией, то есть существовала возможность получать и оружие, и боеприпасы вне контроля со стороны центральной власти в России. Но потом война за независимость в Чечне закончилась, и сегодня руководство этой республики - одно из самых лояльных московскому правительству.

Существует по-прежнему также никем вроде как непризнанная, но реально суверенная Приднестровская республика, расположенная внутри территории бывшей Молдавской ССР. Там есть свое правительство, свои флаг и гимн, и все там решения принимаются исключительно собственными властями в Тирасполе, никакого контроля, не имея со стороны официального молдавского руководства в Кишиневе. Дважды там проводился всенародный референдум, и оба раза с огромным преимуществом побеждала идея войти в состав Российской Федерации. Но оба раза в Москве так, судя по всему, этим были напуганы, что до сих пор в состав РФ Приднестровье не принимают (хотя с продолжением военных действий вокруг Украины еще много чего может в этом регионе измениться).

Почти восемь лет просуществовали еще две практически независимые республики на территории Украины - Донецкая и Луганская, которые признавались частично Россией и двумя-тремя российскими союзниками в Латинской Америке и Сирией. Чем их попытки независимости завершились хорошо известно: боевые действия на территории и одной, и другой непризнанной республик продолжаются и по сей день. А обе они на положении регионов и субъектов федерации включены в состав РФ.

Но, пожалуй, самый уникальный случай все же произошел с Абхазией и Южной Осетией. Напомню, что в советские времена обе эти территории входили в состав Грузинской ССР, и в принципе вообще никого не интересовало, на каком основании, и с какими правами они являются именно составляющими частями Грузии (пусть и в автономном варианте). Страна-то ведь тогда была единой, и никому в голову не могло прийти, что наступит день, когда каждой из этих территорий придется решать вопрос о собственном дальнейшем существовании. Либо в составе Грузии или РФ, либо в независимом статусе.

Когда Советский Союз разваливался, то на территории этих двух автономий вспыхнули боевые действия, причем за обе стороны конфликта сражались тогда добровольцы с как минимум всей территории бывшего СССР, так и из-за границы. Бои были жестокие, вмешивалась в конфликт даже ООН, а также российские военные. На время братоубийственная война потом вроде бы затихла, но в 2008 году вновь возобновилась. Напоминать сейчас, кто там – и в кого первым выстрелил, не вижу смысла, потому как изначально было ясно: вооруженные разборки в конечном итоге точно перекроят тамошнюю географическую карту.

И карта реально эта была полностью перерисована. И Абхазия, и Южная Осетия отделились от Грузии во многом с помощью России и ее армии, а когда стрельба закончилась, то обе эти бывшие грузинские автономии были объявлены независимыми государствами. Каждая, несмотря на очень небольшую территорию и еще меньшее население объявили себя самыми независимыми в мире, и даже установили дипломатические отношения. Опять-таки с Россией (потому как от нее полностью по всем позициям зависимыми), и с рядом ее латиноамериканских союзников.

Сейчас же сложилась весьма интересная ситуация в плане их дальнейшего существования как независимых государств. Потому как у каждой есть свои собственные амбиции, но нет по-прежнему главного - никакой, даже минимальной возможности сохранить свой суверенитет без политического, экономического и военного «зонтика» со стороны Российской Федерации. А та тоже, видимо, устала содержать столь независимых от всех остальных соседей, и если бы не военные действия с Украиной, то, думаю, они сами бы давно присоединились к РФ. Хотя…

Вам не надоело жить полунезависимыми? А с нами вы точно попадете в счастливую и безвизовую Европу…

Итак, и Абхазия, и Южная Осетия стали независимыми, под военной защитой России, установили дипломатические с ней отношения. И что в Цхинвале, что в Сухуми существует до сих пор всего по одному иностранному посольству - естественно Российской Федерации (Венесуэла, Никарагуа, Сирия – их послы в Москве одновременно исполняют обязанности глав миссий в этих двух кавказских отныне независимых странах). Грузия, что тоже естественно, независимыми их не признает, как, впрочем, и все остальное «обеспокоенное международное сообщество, включая все постсоветские государства.

Что за это время с этими двумя странами произошло? Да ничего толком. Перешли они на российские рубли, граница с РФ у них открыта, военные российские и пограничники зорко несут службу по обеспечению государственного суверенитета двух вроде как российских союзников на Кавказе. Но тут далеко не все так просто. Самое ведь главное, что? Вы правильно подумали – деньги, деньги, и еще раз они самые. Тем более, что без российских денег этим двум независимостям придет стабилизец через пару-тройку дней.

Когда большая и влиятельная страна выделяет из своего бюджета средства другой стране? Правильно: только когда это очень выгодно, политически оправдано, или польза есть еще чисто финансовая - немножко поделился, а получил намного больше. Или когда эта самая сегодня независимая страна хочет (или ее к тому принуждают, и она просто не может отказаться) стать частью (не важно какой - провинцией, регионом или штатом) той самой большой страны, за чей счет она существует. Так вот с этим «присоединением» и «вхождением в состав» имеются не первый день очень серьезные проблемы.

К примеру, Южная Осетия проводила референдумы о том, чтобы стать частью РФ в составе уже имеющейся там Северной Осетии, то есть одним из субъектов Российской Федерации. Но не принимают ее в состав единой Осетии вовсе не грузины, и не по вине мирового сообщества, а сами российские власти. Причина тому достаточно банальна: если примут, то вроде как поглотит Россия независимое государство, и тогда Грузия семимильными шагами рванет в НАТО и Евросоюз (последнее не принципиально, а вот первое – в кавказском подбрюшье появится новая угроза, с которой непонятно как можно будет справиться).

Абхазия так и вовсе ни в какой состав РФ входить не намерена. Более того – там настолько сильны независимые настроения (особенно в местной политической верхушке), что граждане эти хотят от России только одного - денег, и желательно побольше. А что-то самим российским властям за это доброе сделать (по типу изменить свои местные законы, чтобы российские граждане могли бы покупать в Абхазии собственность, особенно вдоль черноморского побережья - да ни за что!).

Вернетесь в состав Грузии – будете жить как цивилизованные люди. Останетесь независимыми - тогда уж не обессудьте

Российскому правительству, судя по всему, вся эта им же придуманная абхазская независимость – с российскими деньгами и за российский счет, но против ее интересов – надоела. И оно решило недавно резко сократить собственные субсидии, поступающие на абхазские счета из бюджета РФ. На что абхазское руководство тут же подняло большой шум, и назвало происходящее угрозой собственному государственному суверенитету.

А тут еще нынешнее грузинское уже начальство заявило, что вполне готово извиниться перед южными осетинами (для начала) за войну, которую развязал, дескать, Михаил Саакашвили, тогдашний президент Грузии в 2008 году. А нынешнее правительство Грузии, контролируемое основателем правящей партии "Грузинская мечта" олигархом Иванишвили, к этому якобы никакого отношения не имеет. Вот, значит, извинимся, поймем ваши трудности и проблемы – и вновь можем зажить (если захотите) в едином грузинском государстве.

Что тут принципиально, думаю? Прежде всего - дальнейшие перспективы сохранения независимости двух бывших грузинских автономий. Дело ведь не только в том, как громко, и насколько прилюдно грузинские первые лица извинятся за войну 2008 года. Принципиально то, а что они могут этим двум своим бывшим автономиям предложить за возвращение в свой состав? Грузия- страна очень бедная, и раз ты там олигарх - значит точно сможешь республикой и управлять. Все же остальные – по деньгам очень скромно живут, и кто может - тот уезжает в Европу (в основном) в поисках работы.

Но дело все в том, что у Грузии уже подписаны соглашения о безвизовом въезде в страны Шенгена, где, прибыв в качестве туриста можно тут же начать искать себе работу. Уж какую найдешь, но шанс все же есть. Плюс все грузинские партии так и рвутся в «европейскую цивилизацию» - и в НАТО, и в Евросоюз. Начать все хотят именно с Европейского Союза, потому что это сразу – разного рода субсидии, финансовая помощь, какие-то совместные проекты, что поможет даже очень бедной стране в течение сравнительно короткого периода времени материально подняться.

Грузины смотрят на примеры Болгарии и Румынии, которые, правда, до сих пор остаются самыми бедными странами ЕС. Но уровень жизни их граждан в составе Европейского Союза, тем не менее, значительно вырос. Так почему бы и им на подобное не понадеяться, а заодно с помощью ЕС не решить и любые финансовые проблемы своих бывших автономий, которые сейчас полностью сидят на российской денежной игле. И что очень важно - не имеют в таком состоянии никаких дальнейших перспектив?

Да, жители Южной Осетии и Абхазии могут свободно в любой момент отправиться в поисках работы на российскую территорию. Вот только работу искать для тех же грузин куда выгоднее в Европе, и разъехаться по всему континенту без виз нежели связывать свою дальнейшую жизнь со страной, которая на долгие годы будет под различными санкциями, воевать со своими соседями, и находиться в положении частичной международной изоляции?

Думаю, что Грузия может действительно начать заигрывать с маленькой Южной Осетии, поскольку ее население – всего 75 тысяч человек (включая российских военных). Извиниться для грузинских властей за прошлую войну - не проблема. Важно, что можно будет предложить тамошнему руководству после этого. Вот если Тбилиси получит приглашение подписать какой-то важный документ о финансовой помощи от ЕС, или некие квоты на работу в европейских странах - тогда, думаю, это послужит важным сигналом для южных осетин насчет более предметного обдумывания своего будущего.

Но с будущим бывших грузинских автономий надо определяться и российскому руководству. Ведь содержать «просто так» две территории, которые являются спорными со стороны одного из своих соседей выглядит каким-то государственным мазохизмом. Угроза вступления Грузии в НАТО? Так Украина уже туда вступает, а следующая будет Молдова. Американский президент все время твердит: вот не хотела Москва пустить в НАТО Украину, и в итоге пустила туда Финляндию и Швецию. И где гарантия, что не только Грузия, но та же Армения не попросится в Североатлантический Альянс, если Абхазия и Южная Осетия будут включены новыми регионами в состав РФ?

Многое тут, думаю, будет зависеть от продолжающегося конфликта между Россией и Украиной. Там ведь четыре украинских ранее региона включили в состав России, однако после двух с половиной лет военных действий ни один из них полностью российской армией не освобожден. Вот и независимость Абхазии и Южной Осетии пока будет, скорее всего, поставлена на паузу. Тем более, что чувствовать себя независимым за счет богатого спонсора, и при этом ничего ему в ответ «с благодарностью» не делать - вполне соответствует нынешним понятиям о равноправных и партнерских международных отношениях.

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Деловая неделя