
Вы здесь
Главная ›Григорий Явлинский: О прекращении огня теперь говорят и в Москве, и в Киеве, и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Но все понимают это по-своему
Геополитическая развилка: хаос или надежда
Впервые с требованием о прекращении огня мы выступили 24 февраля 2022 года, через несколько часов после начала СВО. Обращение было адресовано непосредственно президенту России Владимиру Путину. После этого были десятки, сотни и тысячи выступлений и обращений — на разных уровнях и разных площадках мы требовали остановки боевых действий. Многие из наших коллег заплатили за свою антивоенную позицию свободой. Мы обращались к руководству нашей страны и нашим гражданам, к мировым лидерам и международному сообществу, осенью 2022 года письмо с просьбой содействовать прекращению огня между Россией и Украиной было направлено мною папе римскому Франциску. Потребовалось три года, три года (!) гибели людей, чтобы прекращение огня вышло на самый высокий уровень обсуждения. Однако и сейчас, в середине марта, когда этот вопрос напрямую обсуждается президентами России и США, что следует приветствовать, тем не менее перспективы непонятные и очень тревожные.
2023 год
Когда в начале февраля 2023 года на страницах «Новой рассказ-газеты» (и надо отдать должное смелости и дальновидности редактора издания) была опубликована моя статья «Прекратите!» с призывом к заключению немедленного соглашения о прекращении огня между Россией и Украиной, на меня и «Новую» обрушилась даже не волна критики, а цунами помоев. Каких только обвинений ни звучало от сторонников продолжения убийств украинских и российских граждан: обвиняли одновременно и в работе на Кремль, и в пособничестве Киеву. Примечательно, что подавляющее большинство тех критиков, что требовали «победы на поле боя», сами находились в тысячах километрах от линии фронта.
Прошло два года, и тема прекращения огня стала не просто мейнстримом, а единственным всерьез обсуждаемым вопросом на всех уровнях применительно к разрешению российско-украинского конфликта. О необходимости прекращения огня теперь говорят буквально все — и в Москве, и в Киеве, и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Другое дело, что все стороны выдвигают для этого свои условия — какие-то более реалистичные, какие-то менее, а какие-то и вовсе утопические.
Однако после трех лет военных действий, наконец, хотя и далеко еще не до всех, но все же начало доходить: это противостояние не может разрешиться на поле боя. Понять это можно было еще осенью-зимой 2022 года. Причем это было понятно не только с гуманитарной и политической точки зрения, но и с военно-технической. И это понимание нужно было донести до аудитории. Чтобы достучаться до людей, пробить лед непонимания запредельной трагичности происходящего, довести это послание до политического руководства, нужно было лишь перестать морочить голову и поддержать единственно возможный первый шаг на пути к разрешению российско-украинского конфликта — соглашение о немедленном прекращении огня.
Сколько тысяч жизней стоит отказ от попытки остановить боевые действия еще два года назад? Сколько городов и поселков разрушено за это время? Сколько миллионов судеб искалечено из-за призывов к продолжению боевых действий?
В своей статье в самом начале февраля 2023 года я писал:
«Продолжение военных действий в любой форме — наступательной или позиционной — не сулит никакого положительного развития событий ни для России, ни для Украины, ни для западных стран. Продолжение — это нескончаемая и непоправимая трагедия. Закончить конфликт «на поле боя», как некоторые мечтают, не получится. Государство Путина не остановится ни перед чем. Россия не станет бессильной в результате этой войны. Она останется одной из двух крупнейших ядерных держав мира.
А вот лишить перспективы Украину <…> вполне возможно. Не надо до этого доводить».
«Если все это продолжать, — подчеркивалось в статье, — поток кажущейся сейчас безграничной иностранной помощи Украине с ростом масштаба разрушений будет неизбежно ослабевать». И уже к лету 2023 года стало очевидно, что этот критический для Украины момент не за горами. Ожидания возможного прихода к власти в США Дональда Трампа только укрепляли это понимание.
О невозможности военной победы ни одной из сторон в ноябре 2022 года заявлял также никто иной, как занимавший тогда пост председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли. «Когда существует возможность переговоров, когда возможно достижение мира, воспользуйтесь ею, — говорил Милли в эфире CNN 16 ноября 2022 года. — Военная победа в истинном значении этого слова, возможно, не может быть достигнута военным путем, и поэтому необходимо обратиться к другим средствам».
Запустить процесс остановки боевых действий можно и нужно было осенью 2022 года — зимой 2023-го. Почему именно тогда, нетрудно догадаться — достаточно вспомнить, что произошло на фронте в Херсонской, Николаевской и Харьковской областях.
Упущенный два года назад момент стал геополитической развилкой.
В начале 2023 года любые переговоры о дальнейшем урегулировании после прекращения огня велись бы исходя из совсем иных нежели сейчас реалий. «Справедливый мир», о котором так часто говорят сегодня украинские власти, тогда был гораздо ближе.
Для европейской экономики завершение военных действий в Украине в 2023 году также могло сыграть позитивную роль, и политический ландшафт современной Европы, возможно, выглядел бы сегодня тоже несколько иначе.
Но сегодня мы наблюдаем совсем иную картину. Вопреки дилетантским прогнозам и ожиданиям, российская экономика пока выстояла, справившись с многочисленными пакетами западных санкций. Российская армия медленно, но так или иначе как-то продвигается и продолжает боевые действия. В то же время ведущие европейские страны сталкиваются с серьезными политическими и экономическими проблемами, что еще и усугубляется конфронтационной по отношению к ЕС политикой новой администрации США.

Фото: Наталья Шатохина / NEWS.ru / ТАСС
Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, но вполне вероятно, что сегодня ситуация и в ЕС была бы более обнадеживающей, если бы два года назад удалось остановить крупнейший после 1945 года военный европейский конфликт.
И еще об упущенных возможностях. В конце октября 2023 года я встречался в Кремле с президентом Путиным. Естественно, я подробно изложил президенту свою позицию о необходимости прекращения огня. Путин внимательно выслушал, но на это мое предложение не ответил. Однако в феврале 2024 года агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило,
что в конце 2023 года — начале 2024-го «предложение президента России Владимира Путина о прекращении огня в Украине с целью приостановления войны было отклонено Соединенными Штатами после контактов между посредниками».
Согласно Reuters, российский президент публично и в частном порядке через посредников дал понять Вашингтону, что готов рассмотреть вопрос о прекращении огня в Украине. Однако, как писало Reuters, «американцы через посредников сообщили Москве, что не будут обсуждать возможное прекращение огня без участия Украины, и поэтому контакты закончились неудачей», другими словами — США отвергли российское предложение.
Прошел еще год, сколько жизней стоил этот отказ посчитают уже историки.
Трамп
Надо признать, что возвращение в Белый дом Дональда Трампа в январе 2025 года стало определяющим для наблюдаемых в эти дни политических процессов. Его намерения как можно быстрее завершить войны на Ближнем Востоке и в Украине пока находят отражение лишь в громких и неоднозначных заявлениях.
Однако есть уже и практические шаги: официальные встречи российской и американской делегаций в Саудовской Аравии и Турции, безусловно, прямой результат политики новой администрации США. Пока, по крайней мере на словах, Трамп взял курс на сближение с Россией: делаются заявления о восстановлении отношений, возможном снятии санкций и будущем сотрудничестве. На фоне жесткой конкуренции с Китаем и разрастающейся конфронтации с Европой, Россия для Трампа может стать ключевым партнером.
Подход Трампа к политике напоминает бизнес: главное — выгода и доход. Своими переговорщиками Трамп назначает, как правило, крупных бизнесменов, умеющих вести жесткие деловые переговоры и добиваться выгодных сделок. Именно слово «сделка» является ключевым в политическом лексиконе нового президента США. Ведь чем особенно примечательна эпоха Трампа и вообще новая мировая политическая реальность?
Тем, что главные ценности — человеческая жизнь, права и свободы, достоинство и уважение — в современной политике больше не являются приоритетами.
Вот и в ситуации с Украиной Трамп тоже начинает со сделки — прагматичной, которая выгодна, по его мнению, корпорации под названием Соединенные Штаты Америки. И хотя сам Трамп часто говорит об огромном количестве человеческих жертв — как со стороны России, так и со стороны Украины, его политическая бизнес-модель не подразумевает войн и человеческих жертв, в первую очередь, потому что это не практично, а не потому что это не гуманно. Поэтому политика может быть разной, а у Трампа это бизнес-план, в котором пункт «Украина» является лишь одним из подпунктов.
На самом деле, уже летом 2021 года было ясно, что Украина является только полем боя, на котором столкнутся Россия и Запад (буквально об этом я говорил в интервью в июле 2021 года). И урегулированием этого конфликта невозможно было заниматься без прямого участия западных стран. Однако ни США, ни страны Европы не смогли тогда понять и оценить реальные угрозы и оказались не в состоянии вести политический диалог с Москвой. Так продолжалось до самого последнего времени. Потому попытки налаживания контактов между Трампом и Путиным нельзя не приветствовать.
Нет никакой иной положительной альтернативы установлению диалога между лидерами двух крупнейших ядерных держав, находившихся совсем недавно в шаге от прямой военной конфронтации. Да, нам многое известно и понятно про этих лидеров, но других сейчас нет. Более того, если говорить вообще о современных мировых лидерах, то в последние десятилетия одновременно с развитием информационных технологий, соцсетей и вместе с этим с разрастанием охлопопулизма на вершины власти вышли не только Путин и Трамп, но и Си Цзиньпин в Китае — жесткий авторитарный лидер в стране с исключительно масштабными возможностями, Нарендра Моди в Индии — идеолог особого индуистского национализма, Реджеп Тайип Эрдоган в Турции — человек, превративший систему власти в стране в персональное самодержавие. Убедительный ответ на вопрос о перспективах таких систем и такого лидерства пока отсутствует в силу сложности и противоречивости темы.

Дональд Трамп и Илон Маск. Фото: AP / TASS
И вот еще, что важно понимать касательно политики США.
Кто бы ни занимал Белый дом — республиканцы ли, демократы ли, сам Трамп или какой-то его преемник, — в своей внешней политике американцы, как правило, делают только то, что им «понятно и выгодно».
В этом мне признался в октябре 1991 года Николас Брейди, министр финансов США в администрации Джорджа Буша-старшего. Разговор состоялся в Бангкоке, где в качестве руководителя делегации я представлял СССР и Россию на заседании МВФ и Всемирного банка. Разговор с американским министром длился почти всю ночь, Брейди расспрашивал меня о российской экономике и ее перспективах. И когда мы расставались, Брейди сказал мне: «Учтите, США делают только то, что понимают, и то, что нам выгодно. Мы не понимаем, что у вас происходит, и будем делать то, что считаем выгодным для себя». Именно по этой причине Вашингтон перестал поддерживать президента СССР Михаила Горбачева, когда тот рассчитывал на поддержку США. Примерно то же произошло с экономическими реформами в России начала 1990-х: в администрации США положительно оценивали программу «500 дней», на самом высоком уровне обсуждалась ее реализация, но в итоге Вашингтон навязал России другую программу — ту, которую там «понимали» и которую, как недавно выяснилось, считали выгодной именно для США. Так в России Борисом Ельциным и Егором Гайдаром была реализована программа МВФ, которая привела к гиперинфляции в 2600% (потом была криминальная приватизация и все то, из-за чего мы пришли к сегодняшнему дню).
Кстати, примерно так же американцы поступают и с украинским президентом Владимиром Зеленским: пообещали поддержку «столько, сколько потребуется», потом постепенно в разных формах существенно ограничили помощь (а после публичной перепалки Зеленского с Трампом в Белом доме даже приостановили помощь и были готовы вообще чуть ли не разорвать отношения). И дело даже не в Трампе — американская помощь начала сокращаться еще при Байдене. Так устроена американская политика. И это не претензия к США — американцы такие, какие они есть. Просто надо понимать смыслы того, что действительно является политикой и ее национальную специфику, чтобы не допускать ошибок.
Мюнхен
В феврале 2025 года, на исходе третьего года полномасштабных военных действий в Украине, в центре Европы произошло знаковое событие. На Мюнхенской конференции по безопасности лидеры западных стран, по сути, отказались обсуждать вопрос прекращения огня между Россией и Украиной, тем самым продемонстрировав не просто недооценку происходящей трагедии, а полное непонимание перспективы и беспомощность европейской политики перед нарастающими угрозами:
вместо того, чтобы искать способ остановить войну, лидеры европейских стран вели свои обсуждения, исходя из того, что она должна продолжаться.
Да, касательно российско-украинского конфликта, всем понятно, кто первый начал, есть разные мнения о причинах и о том, кто прав, а кто — нет. Все это, безусловно, важно и будет анализироваться многие годы, однако сейчас речь должна идти, прежде всего, о необходимости скорейшего прекращения огня, о том, чтобы остановить гибель людей.

14 февраля 2025 года. Мюнхенская конференция. Фото: AP / TASS
Соображения о плане по достижению прекращения огня в Украине были официально направлены мною участникам Мюнхенской конференции по безопасности 14 февраля 2025 года. Согласно этому плану, предлагается начать работу, исходя из трех базовых пунктов рекомендаций:
- Соглашение о прекращении огня между Россией и Украиной с созданием стимулов для обеих сторон соблюдать режим прекращения огня, договоренностью об обмене военнопленными «всех на всех» и первоначальным проектом демилитаризованной зоны с четкими границами;
- Гарантии послевоенной безопасности для Украины и России;
- Новая концепция и меры по стабилизации российско-западных отношений.
К сожалению, в Мюнхене занялись вместо этого пустыми декларациями, ссорами, обидами и разборками. Но от прекращения огня никуда не уйти, и эти пункты или схожие по смыслу должны стать определяющими не только на пути к достижению мира в Украине, но и для создания новой системы безопасности во всей Европе. Извращенное представление многих современных европейских лидеров о том, что продолжение военных действий в Украине является благом для Европы, даже сложно назвать глупостью. Так, премьер-министр Дании Метте Фредериксен, приехавшая в Киев 24 февраля этого года, дошла до того, что заявила, что «мир в Украине опаснее, чем война». Такая позиция — это преступная политическая безответственность, и это касается не только гибнущих ежечасно и ежедневно людей на фронте и в тылу, это безответственно и по отношению к европейским гражданам, которых таким образом постепенно, но неотвратимо втягивают в реальную войну.
Почему нужно начинать обязательно с прекращения огня? Потому что это единственный способ остановить гибель людей. А еще потому что на фоне продолжающихся военных действий невозможны никакие серьезные переговоры не то что о мире, а даже о перемирии.
Вообще же, нарастающую напряженность в российско-западных отношениях и позицию Москвы следовало рассматривать как свидетельство надвигающейся опасности еще с середины 2000-х годов и реагировать на это соответствующим образом. Эта реакция должна была основываться на понимании того, что после распада СССР в России были полностью провалены все реформы и по сути сложилась такая система, которая практически неизбежно вела к нестабильности, хаосу и агрессии. Следовательно, основным принципом отношений Запада с Москвой должно было стать недопущение вооруженного конфликта. В феврале 2001 года Путин выдвинул официальное предложение о создании общей российско-европейской системы противоракетной обороны. Учитывая реалии, смысл западной дипломатии в отношении России должен был заключаться в том, чтобы реагировать на предложение Путина, начинать диалог. Также как после того, как в 2007 году с трибуны Мюнхенской конференции Путин выразил категорическое несогласие с расширением НАТО на восток, Западу следовало обсуждать с Москвой эти темы. И Минские соглашения 2014-2015 годов тоже нельзя было делать на «скорую руку» — в итоге, их потом все равно не выполнили и признали, что была «липа» (см. воспоминания Ангелы Меркель).
